Малая авиация становится на крыло

То, что это действительно так, доказали участники четырехдневного летного праздника, собравшего под свои знамена пилотов-любителей и профессионалов из самых разных уголков Центральной России.

06Целых четыре дня в небе над Гаврилов-Ямом слышался шум моторов, и над городом на довольно низкой высоте барражировали самолеты. Большинство горожан терялось в догадках: что бы это значило, а самые любопытные не поленились и отправились в Федоровское, где прямо в чистом поле и нашли разгадку: здесь «в строю» замерло более десятка летательных аппаратов. Красивые современные самолеты с закрытыми пластиком кабинами и самолеты времен Великой Отечественной, сделанные чуть ли не из картона. Рядом – самолетики, похожие на этажерку, то есть открытые всем ветрам. А чуть поодаль – дельталеты и даже автожиры – нечто среднее между планером и вертолетом. И возле этого самого автожира почти всегда толпились любопытные, ведь ярославец Дмитрий Ершов сделал его собственными руками.

— Есть специально разработанные чертежи для любителей мастерить, — рассказал Дмитрий, — по ним я и собирал модель. И если честно, то использовал для этого даже бросовые материалы. Колеса, например, когда-то «принадлежали» садовой тачке, мотор – снегоходу. Зато алюминиевые трубы мне привезли аж из Америки. Так что с миру по нитке – получился автожир.

DSC_1259Сегодня малая авиация, а именно ее представители и собрались на четыре дня в Гаврилов-Яме, переживает свое второе рождение, и в Ярославской области даже создан специализированный центр – что-то вроде ассоциации авиаторов. Возглавил его директор гаврилов-ямского завода «Агат» Владимир Николаевич Корытов. И это совсем не случайно. Для машзавода – малая авиация новое перспективное направление. Дельталеты, собранные в цехах предприятия, уже хорошо знакомы горожанам. На выходе – настоящий сверхлегкий самолет, чье производство, возможно, станет серийным. А не так давно у «Агата» появилась и собственная, официально зарегистрированная и оформленная по всем правилам, взлетно-посадочная полоса, рассчитанная как раз на такие маленькие самолетики. И они уже не раз здесь приземлялись и взлетали. Но гаврилов-ямцы в деле развития малой авиации решили не ограничиваться только выпуском самолетов и оборудованием мини-аэропорта для них. Они разработали целую программу подготовки будущих летчиков и специалистов по обслуживанию сверхлегких летательных аппаратов.

— Мы начинаем с детей лет 10-11, которые приходят на занятия в авиамодельный кружок, — говорит руководитель кружка, инженер «Агата» Евгений Куликов. – Потом те, кому интересно, плавно переходят в детско-юношескую планерную школу. Ну, а на следующем этапе ребята, которые еще не оставили мечту о небе, смогут продолжить образование и пересесть уже на большие самолеты.

DSC_1062Оказывается, все, кто собрался в эти дни в Гаврилов-Яме, тоже заболели небом с детства, и большинство в прошлом – пилоты-профессионалы. Хотя есть и любители, но, тем не менее, тоже имеющие самое непосредственное отношение к авиации – техническое. Они прилетели на фестиваль в качестве пассажиров, и с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. Ведь главное здесь – общение с коллегами и друзьями, также в любленными в небо.

— Я из Дубны, по специальности инженер-конструктор и один из разработчиков вот этого самолета, — Айрат Нурдинов указал на небольшой летательный аппарат за своей спиной. – Правда, сейчас, нашего предприятия – ОКБ «Тайфун» уже не существует, а самолет жив по-прежнему, и по-прежнему летает.

— Почти такой же самолет я недавно и купил, и очень хочу научиться на нем летать, — присоединился к разговору ярославец Геннадий Судетов, — Хотя, в свое время занимался в аэроклубе, потом на дельталете немного упражнялся, в общем, кое-какие навыки общения с летательными аппаратами у меня есть. Но самолет дело совсем другое – придется учиться практически заново.

В течение четырех дней авиаторы, прилетевшие в Гаврилов-Ям из близлежащих областей – Московской, Ивановской, Костромской, Владимирской делились опытом, рассказывали о проблемах, строили планы на будущее. И, конечно, летали. Поодиночке и группами, что очень понравилось многочисленным зрителям. А еще катали всех желающих. И таких оказалось немало, ведь романтика полетов знакома многим с детства. В числе первых полет совершила супруга генерального директора «Агата» — Валентина. А в роли воздушного извозчика выступил Герой Советского Союза Борис Павлович Келазев, в прошлом высококлассный летчик-испытатель. За полетом наблюдали все, кто был в этот момент на земле, и, надо сказать, что виражи в небе ас закладывал довольно крутые. Но отважной пассажирке это даже понравилось, во всяком случае, впечатления от общения с небом у нее остались самые хорошие. Как и у всех, кто за эти четыре дня успел пообщаться с авиаторами и их летательными аппаратами.

Источник

 




Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *